Северо-Западная и Центральная РоссияСтраница 3
Второй важный фактор — исторический — был связан с ослаблением конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия монголо-татар. Тверь не имела поблизости собственных житниц, ее коммуникации при конфликтах легко перехватывались, у Владимира были затруднены связи с теми землями, которые нужно было освобождать от захватчиков. Рязань и Смоленск страдали от чрезвычайной выдвинутости на опасных направлениях.
Москва, расположенная в центре Русской равнины, была защищена лесами и реками, имела поблизости житницы, удобный выход к торговым путям, возможность использовать волоки на реках.
После усиления роли Москвы она сама подавляет и завоевывает конкурентов — Новгород, Казань, Смоленск.
Среди причин усиления роли Москвы часто отмечают правильную политику московских князей, но и она была географически детерминирована. Рязань долго сковывал страх перед Ордой, Тверь, напротив, слишком рано пыталась поднять против нее восстание. На северо-западе находился Великий Новгород, на юго-востоке — Астрахань. Вдоль этой оси складывается область поселения славян, в центре которой находилась Москва.
Третий фактор — превращение Москвы в центр Русской православной церкви
— резко усилил воздействие Москвы на многие русские земли.
Устойчивость ЭГП Москвы многократно подтверждалась историей, но особенно ярко в тот период, когда северная столица — Санкт-Петербург — на два века обратила Москву в положение «порфироносной вдовы», но даже тогда последняя не утратила значения роли главного внутреннего центра. В конечном итоге преимущества военно-стратегического и экономико-географического положения Москвы перед Петроградом определили выбор столицы Советской России в 1918 г. В советское время положение Москвы усилилось за счет концентрации здесь научных и административных кадров, а в послевоенный период — созданием системы ПРО.
Своеобразное транспортно-географическое положение имеет также и Нижний Новгород, в месте слияния Оки с Волгой, что определило его важное торговое и транспортное значение (здесь проводились всероссийские ярмарки). На юге Центральной России наряду с древними городами создавались крепости для защиты от набегов кочевников.
Транспортно-географическое положение. В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала, Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.
Транспортными магистралями Центральная Россия связана с основными внешнеторговыми портами Балтийского и Черного морей, приграничными железнодорожными узлами. С распадом Советского Союза экономические связи региона с новыми независимыми государствами во многом нарушились. Резко усложнилось геополитическое положение Центральной России, которая «вышла» к государственной границе на протяжении более 3 тыс. км.
Преимущество экономико-географического положения Центральной России — наличие в ней Москвы — крупнейшего транспортного узла.
Как и все старинные города-крепости, Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новые кольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальше от центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходились дороги, связывающие Москву с окружавшими ее городами. Эта структура сохранилась и до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкие улицы.
С 1830 по 1850 г. по трассам прежних гужевых трактов были проложены шоссе с твердым покрытием, а параллельно им в 60-е годы XIX в. — железные дороги Ярославль—Вологда—Нижний Новгород, Рязань—Воронеж—Курск—Харьков, Смоленск—Минск—Варшава. Впоследствии в обход Москвы создаются железные дороги для соединения портов Балтики и Волги. Более 90% всей железнодорожной сети было создано к началу XX в. С 1901 по 1985 г. были построены лишь дорога Москва—Казань, малое и большое московское железнодорожное кольцо. В 30-е годы XX в. началась электрификация Московского транспортного узла и лишь в 50-е годы — ЦЭР.