Северо-Западная и Центральная РоссияСтраница 4
В пределах только одной Московской области перевозится 50% всех пригородных пассажиров России. Непосредственно из Москвы отправляется более 350 пассажирских поездов, огромен поток транзитных пассажиров (30—35%), с преобладанием потоков из северо-западных и северо-восточных, а также южных и юго-восточных районов. Наиболее перегружены Ярославское, Курское, Рязанское и Ленинградское направления — 50% всех отправлений; Горъковское, Киевское, Западное и Павелецкое — 34%, наименее загружены — Казанское, Савеловское и Рижское направления пригородных перевозок.
В 30-е годы отмечено и бурное строительство автомобильных дорог: реконструируются старые и строятся новые шоссе — Минское, Егорьвеское, Каширское, на Муром—Горький, Ярославль—Рыбинск. В послевоенное время реконструкцию претерпели Рязанское, Минское, Ленинградское и Горьковское шоссе, строятся новые — Симферопольское (50-е годы), Волгоградское (60-е годы), Киевское и МКАД (70-е годы). Из столицы отправляются 1400 пригородных и 170 межобластных автобусных маршрутов.
Исторически сложился водный путь по Волге, Оке, Москве. Уже в петровские времена Центр был оснащен системой каналов, превративших его в единственный район с развитой кольцевой системой речных путей, связавший его с Северо-Западным, Волго-Вятским и Поволжским районами, превратив столицу в порт пяти морей.
Практически все население Центральной России использует возможности аэропортов Москвы, из которых Внуково и Домодедово отправляют 70% всех пассажиров внутри страны, а Шереметьево обеспечивает значительную часть международных пассажироперевозок страны.
Формировавшаяся система нефте- и газопроводов на расстоянии 70—90 км от Москвы также полностью повторила радиально-кольцевую структуру.
В системе грузопотоков Москва выступает как крупный их генератор и транзитный узел по их передаче — обе московские кольцевые дороги перегружены транзитом. Центральность Москвы по мере совершенствования систем и средств транспорта усиливается.
Природно-ресурсный потенциал.
По сравнению с другими частями страны Центральная Россия не столь богата природными ресурсами. На раннем этапе зарождения промышленности природные ресурсы сыграли важную роль в развитии хозяйства. На собственном сырье и топливе здесь раньше, чем в других местах страны, зародилась черная металлургия, металлообработка, солеварение, деревообрабатывающая, текстильная, стекольная и керамическая промышленность. В дальнейшем природных ресурсов стало не хватать, поэтому недостающее сырье и топливо привозили из других мест. Бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф, строительные материалы (известняки, глина, пески), фосфориты, бокситы, соль начали активно использовать лишь в советское время. Однако они лишь частично удовлетворяют потребности районов.
Важное природное богатство Центральной России — железная руда Курской магнитной аномалии (КМА). Она позволяет создать собственную металлургическую базу. Водные же ресурсы значительны только на северо-западе, в целом они невелики.
В период индустриализации отмечалось стремление Центральной России к максимальному использованию нескольких многопрофильных баз, близких по географическому положению: энергоресурсов (Мосбасс, месторождения торфа, гидроресурсы Верхней Волги), нефти Поволжья (вместо Баку), металла КМА (вместо Урала и Украины).
Центральная Россия имеет значительные земельные ресурсы, а равнинная территория удобна для сельского хозяйства.
Рекреационно-географическое положение Центральной России отличается многогранностью и большой емкостью как собственных рекреационных ресурсов, так и ресурсов сопредельных территорий. Велика роль Москвы как распределителя основных туристических потоков из различных районов страны практически во все страны мира.