Северо-Западная и Центральная РоссияСтраница 6
Машиностроение
специализируется на производстве станков, инструментов, приборов, электротехнического и электронного оборудования, автомобилей и самолетов. Особенно велика роль аэрокосмического оборонного комплекса и радиоэлектроники. В машиностроении занято около 60% работающих в промышленности.
Машиностроительные заводы образуют кольцо вокруг старой территории города, границей которого была окружная железная дорога. Больше их — в южной и восточной частях.
Среди других центров выделяются: Ярославль и Иваново (краны, станкостроение, оборудование для торфоразработок), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника) и др.
Ведущим ПО в автомобилестроении района является Московский автозавод (ЗИЛ). Предприятие специализируется на выпуске грузовых и легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Ярославле, Ярцево (Смоленская область), Мценске (Орловская область) и других городах; создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево).
Московский завод им. Ленинского комсомола — головное предприятие ПО АЗЛК;
есть предприятия в Ивановской и Тверской областях. Ярославский завод, в прошлом автомобильный, сегодня специализируется на производстве двигателей — производственное объединение «Автодизель».
Ведущая отрасль машиностроения Нижнего Новгорода — автомобилестроение, ведущее место среди машиностроительных предприятий занимает ГАЗ,
производящий грузовые и легковые автомобили.
Центральный район — родина отечественного железнодорожного машиностроения.
Локомотивы производят в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме, вагоны — в Брянске, Твери, Демихово.
Высокой степенью концентрации отличается авиационная
промышленность района, прежде всего в Москве и ее пригородах (Жуковский), а также Смоленске, Нижнем Новгороде.
Машиностроение специализировано также на производстве станков
(Москва, Нижний Новгород, Иваново, Воронеж, Липецк), экскаваторов, горно-обогатительных машин (Воронеж, Курск) и химического оборудования (Тамбов), электроаппаратуры (Москва, Нижний Новгород, Курск), телевизоров и радиоприемников (Москва, Воронеж), оборудования для трубопроводов (Воронеж, Курск) и тепловых электростанций (Белгород).
Машиностроение района ориентировано на крупнейшую в Центральной России базу минерального сырья — железных руд КМА, а на их основе обогащение железной руды, производство чугуна, стали, готового проката черных металлов (Белгород, Липецк, Старый Оскол, Курск).
Химические предприятия расположены на юге Москвы. Центральная Россия выделяется высокоразвитой химической промышленностью, специализирующейся на производстве азотных, фосфорных удобрений, смол, химических волокон, синтетического каучука и резинотехнических изделий, и лакокрасочной промышленностью. Основные центры химической промышленности: Новомосковск, Щекино, Москва, Орехово-Зуево, Рязань, Тверь. Особое значение в районе имеет производство шин (Воронеж), резинотехнических изделий (Курск, Тамбов), синтетических волокон, кислот, спиртов, моющих средств (Щекино), витаминных препаратов (Белгород), фосфорных удобрений (Липецк). Имеются благоприятные условия для добычи и переработки вятско-камских фосфоритов, имеющих большое значение для России. В настоящее время на их базе выпускается только фосфорная мука. Район занимает видное место в стране по производству аммиака, каустической соды, пластмасс, синтетических смол (Дзержинск); в Йошкар-Оле и
Кирове вырабатывают искусственную кожу, применяемую в автомобилестроении .
Полиграфическая