Поиск

Государственное устройство и макроэкономика Франции
Страница 3

Уровень обязательных отчислений по отношению к ВВП остается во Франции довольно значительным (46% в 1997 г.) и сохраняет тенденцию к повышению, чему способствует нынешний курс правительства в налоговой сфере.

Государство продолжает активно наращивать свой внутренний долг. В 1997 г. он составил 58,3% от ВВП по сравнению с 55,7% в 1996 г. В 1998 г. сумма аккумулированного государственного долга достигла почти 80 тыс. фр. на душу населения.

С целью резко сократить нынешний уровень безработицы правительство добилось в законодательном порядке снижения с 1 января 2000 г. до 35 часов официальной продолжительности рабочей недели в частном секторе при сохранении действующей ставки зарплаты.

Переход к 35 часовой рабочей неделе должен по замыслу правительства носить гибкий характер и не подрывать экономику. Подобная перспектива не встречает поддержки патроната, новый руководитель которого Э. А. Сейер резко выступает против экономически безответственного, с его точки зрения, шага правительства. Объективно говоря, на этот счет имеются достаточные основания. Французская экономика фактически разоружается таким образом перед лицом основных конкурентов в преддверии перехода к евро.

Серьезное внимание правительство Л. Жоспена уделяло повышению жизненного уровня населения. Одним из первых шагов явилось повышение на 4% (до 6663 фр. в месяц) минимальной гарантированной зарплаты, которую сейчас получает каждый десятый работающий во Франции.

Тем не менее во Франции продолжает оставаться острой ситуация с обездоленной частью общества. Почти 10% населения, в основном иммигранты, живут за чертой бедности. Борьба с крайней бедностью является одним из ключевых программных положений правительства в социальной сфере. Одной из главных причин бедности наряду с безработицей и социальной маргинализацией является увеличение до 3 млн. числа работающих с низкими доходами (менее 5 тыс. франков «чистыми» в месяц).

Головной болью правительства остается крупный дефицит бюджета системы социального страхования (почти 38 млрд. франков в 1997 г.). В этой связи правительством были разработаны меры по сокращению дефицита в 1998 г. до 12 млрд. франков и достижения сбалансированного бюджета к 1999 г.

Политика государства в денежно-кредитной сфере в 1997 г. определялась необходимостью сохранения сильной национальной валюты в качестве главного условия успешного перехода к сильной единой валюте в рамках ЕВЭС. Это подразумевало жесткий контроль со стороны Банка Франции за стабильностью франка на внешних рынках, а также контроль агрегатов денежноймассы. Банк Франции при этом исходил из того, чтобы общий годовой прирост совокупной денежной массы не превышал 5% (с учетом максимально допустимой годовой инфляции в 2% и ожидаемого реального прироста объема ВВП на 3%).

В целом эти параметры были выдержаны. Прирост совокупной денежной массы не превысил в 1997 г. 1,5% (при инфляции в 1,1% и реальном росте ВВП на 2,2%). Банк Франции проводил линию на укрепление франка по отношению к немецкой марке. С этой целью было осуществлено повышение ставки рефинансирования с 3,1% до 3,3% годовых. Таким образом, эта процентная ставка Банка Франции сравнялась с основной процентной ставкой Бундесбанка. С точки зрения будущей сильной единой валюты этот шаг Франции представляется оправданным. Но эта мера совершенно не вписывается в требования макроэкономической конъюнктуры во Франции, которая предполагает наоборот удешевление кредитных ресурсов.

В результате указанных действий Банка Франции произошло повышение кредитных ставок коммерческих банков. Так, базовая банковская процентная ставка возросла с 6,3 до 6,55% годовых. Эта ставка служит ориентиром при выдаче примерно 15% общей суммы краткосрочных кредитов предприятий. Что касается частных лиц, то по такой ставке им представляется около 4% суммы кредитов на приобретение машин и оборудования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6