Государственное устройство и макроэкономика ФранцииСтраница 2
Разрастающийся кризис на азиатских рынках не оказал заметного сдерживающего воздействия на благоприятную экономическую конъюнктуру во Франции, хотя и привел к снижению на 0,3-0,5% прироста ВВП в годовом исчислении. К счастью для французской экономики, доля Азии является незначительной во внешнеторговых обменах Франции (около 8% в экспорте и немногим более 9% в импорте).
Именно стремительный рост французского экспорта (почти 12% по итогам 1997 г.) считается одной из основных причин продолжающегося экономического подъема. Французской экспортной экспансии содействовали благоприятная международная конъюнктура (до начала кризиса на азиатских рынках) и выгодный курс национальной валюты.
Определенные надежды связаны с дальнейшим увеличением личного потребления во Франции (за 1997 г. на 1%). Эта динамика вызвана, с одной стороны, созданием для населения более благоприятных условий для развития потребительского кредита, а с другой – ужесточением налогового режима в отношении сбережений населения, что ведет к стагнации нормы сбережения (на уровне около 14%). Кроме того, на увеличение реальной покупательной способности населения (рост на 2% в 1997 г.) повлияло снижение ставок подоходного налога (при правительстве А. Жюппе) и замедление темпов инфляции (1,1% за 1997 г.), а также годовое повышение почти на 2,8% общей массы заработной платы (при активном участии правительства Л. Жоспена).
Французская экономика по-прежнему остро нуждается в резком стимулировании инвестиций, прежде всего, в области информационных технологий, что позволит заметно увеличить потребление на внутреннем рынке, а также повысить норму прибыли предприятий.
В 1997 г. вложения населения в различные виды ценных бумаг превысили 15,6 трлн. фр. или почти два годовых объема ВВП. Ликвидные сбережения (различные платежные средства, зарубежные счета, банковские вклады до востребования, вложения в ценные краткосрочные бумаги) остались фактически неизменными и составляли почти 3,7 трлн. фр. или около 24% всех вложений. На так называемые блокированные сбережения (банковские срочные вклады, целевые вклады по страхованию жизни, страховые премии от различных рисков, блокированные банковские счета) приходилось более 34% всех вложений населения, что составляло 5,4 трлн. фр. (годовой прирост на 645 млрд. франков). Доля различных облигаций, акций, паев инвестиционных фондов достигала 42% и составляла в цифровом выражении 6,5 трлн. фр. (годовое снижение на 105 млрд. франков). Эти цифры подтверждают весомый инвестиционный потенциал личных сбережений во Франции и их огромное значение для экономики страны. Благодаря таким личным сбережениям населения, аккумулированным в различных формах вложений, Франция остается чистым экспортером капитала.
В 1997 г. положительное сальдо текущего платежного баланса превысило 220 млрд. фр. и будет рекордным за последние 5 лет.
С тем, чтобы сохранить в силе наметившуюся тенденцию к дальнейшему сокращению дефицита госбюджета правительство предполагает по иному расставить акценты в налогообложении. Усиливается налоговое бремя предприятий. В счет дополнительных налогов они внесли в бюджет в 1998 г. свыше 30 млрд. фр. Такие дополнительные издержки предприятий неблагоприятно воздействуют на макроэкономическую ситуацию, хотя уровень налогообложения чистой прибыли предприятий (порядка 15%) остается вполне приемлемым.
Резкое сокращение по инициативе правительства различных налоговых льгот ударило по интересам среднего класса, которому придется вносить основную социальную плату за соответствие французских макроэкономических показателей критериям членства в ЕС.
Вместо подоходного налога основным прямым налогом 1998 г. становятся так называемые отчисления всеобщего характера на социальные нужды (введены в 1991 г.). Эти отчисления отныне производятся в пользу государства с любых видов дохода, включая сберегательные счета и проценты по ним, пособия по безработице, доходы по договорам страхования жизни и т. д.