Поиск

О проблемах сбыта Кузнецких углей

Усилия в решении возникших проблем со сбытом угля должны делиться между государством - с одной стороны, и производителями угля - с другой. Необходимо прежде всего сократить объемы поставок угля из Казахстана, которые в прошедшем году уже достигли 27 млн т (т.е. 10 % объема добычи угля в России в 2001 г.). Для этого от государства требуется предпринять вполне традиционные протекционистские меры, широко используемые во всем мире для защиты своего производителя - увеличить таможенные пошлины на ввозимый в Россию уголь. Одной из реальных мер может явиться также резкое (в десятки раз) увеличение платы за выбросы, в этом случае казахские угли станут неконкурентоспособными.

Более решительного, чем до сих пор, вмешательства государства требует ситуация с непрерывным ростом тарифов на железнодорожные перевозки. Несмотря на все призывы угольщиков, тарифы продолжают неуклонно повышаться, и в определенной степени сдерживающие их рост меры государственного регулирования - такие, к примеру, как последние решения правительства по ограничению роста тарифов естественных монополий, имевшие место в январе 2002 г., выглядят недостаточными.

К настоящему времени в России созрели предпосылки для начала процесса замены на электростанциях газового топлива на угольное. Сегодня потребность в такой замене и необходимые условия для ее осуществления имеют место на более чем 20 ТЭЦ страны. Высвобожденный таким образом из топливно-энергетического баланса объем природного газа можно будет, в частности, использовать для экспорта (в том числе для реализации “восточной” энергетической политики России).

Однако в последнее время остро встал вопрос о серьезных перекосах в политике цен на энергоресурсы. Сегодня демпинговые цены на газ (порядка 12 доллоров США за 1000 куб. м) на внутреннем рынке приводят к ряду негативных последствий:

- не позволяют обеспечить самофинансирования газовой промышленности;

- подрывают экономические основы развития угольной промышленности;

- приводят к неоправданно высокой роли газа (76 %) в балансе котельно-печного топлива европейской части страны.

В этих условиях необходимо планомерно увеличивать цены на газ и нефтепродукты на внутреннем рынке (причем опережающими темпами в сравнении с ростом цен на уголь) и тем самым экономически стимулировать перевод части энергетики с газа на угольное топливо. К нашему большому сожалению приходится заметить, что в предыдущем году цены на газ были заморожены, что привело к общему значительному дисбалансу цен. Ожидавшееся начало процесса опережения темпов роста внутренних цен на природный газ в сравнении с темпами роста цен на уголь, очевидно, будет отложено по крайней мере на год - если производители угля решительно не изменят практикуемую ими последние два года политику ценообразования.

Упорядочение политики цен является важнейшей частью усилий производителей угля в решении проблем с его сбытом.