Гражданство
В 1999 г. Австралия отметила 50-летие австралийского гражданства, введенное Законом о гражданстве 1948 г., первым актом в законодательной системе страны, регулирующим вопросы гражданства. Эта дата вернула на страницы печати тему двойного гражданства.
Закон о гражданстве, другие действующие законодательные акты не исключают полностью возникновения двойного гражданства у австралийских граждан. При этом законодательство предусматривает утрату австралийского гражданства при приобретении иного гражданства, если это приобретение явилось результатом намеренного действия, направленного на получение иностранного гражданства. В случае, если иностранное гражданство было получено ненамеренно (по рождению, в результате брака и т.д.), австралийское гражданство за лицом, как правило, сохраняется. Закон не ставит выход из прежнего гражданства условием приобретения австралийского гражданства и не отказывает в предоставлении своего гражданства по рождению по причине приобретения ребенком по рождению иного гражданства по тем или иным обстоятельствам. При добровольном, т.е. выраженном каким-либо действием со стороны австралийского гражданина, приобретении гражданства иностранного государства австралийское утрачивается, и это некоторые австралийцы рассматривают как дискриминацию.
Эта особенность местного законодательства породила широкое распространение практики двойного гражданства среди иммигрантов. Наиболее часто встречаются случаи второго гражданства Великобритании, Новой Зеландии, Ирландии. В 1997-98 гг. австралийское гражданство приобрели 112 тыс.чел. (в 1996-97 гг. – 108 тыс.чел.), из которых наиболее многочисленны группы из: Великобритании – 23 тыс. (27 тыс.), КНР – 21 тыс.(16 тыс.). Новой Зеландии – 8,7 тыс.(10 тыс.), Вьетнама – 4,7 тыс.(5 тыс.), Филиппин – 3,7 тыс.(3,8 тыс.), Индии – 3,3 тыс.(2 тыс.), государств, входивших в состав бывшей СФРЮ, – 3,1 тыс.(3 тыс.). Австралийское гражданство приобрели 481 (в 1996-97 гг. – 411) россиянин и 493 (484) гражданина бывшего СССР. Австралийский Совет по гражданству считает, что сейчас около 5 млн. жителей имеют двойное гражданство, т.е. почти каждый четвертый из 18,8 млн.чел., населяющих страну.
Очевидно, что любые изменения в законодательстве о гражданстве затронут значительные слои населения. Ведь, например, 34% жителей Сиднея рождены вне Австралии, в Мельбурне они составляют 31 %, в Перте – 33%, Брисбене, Аделаиде и Канберре – более 20%. Несколько меньше процент семей, где дома говорят на родном, а не английском языке.
Австралийское законодательство не предусматривает ограничений в правах граждан, имеющих двойное гражданство, за исключением, разве, права баллотироваться в члены парламента. Однако за пределами страны уже сейчас возникают коллизии с внутренним законодательством страны второго гражданства там, где государство признает за своим гражданином только свое гражданство и игнорирует австралийское. Подобные случаи имели место во Вьетнаме и КНР и выражались в том, что при задержании или осуждении таких граждан представителю австралийского консульства было отказано в допуске и оказании им консульской помощи. Аналогичная ситуация может сложиться и в отношении российского гражданина, австралийское гражданство которого не признается российским законом о гражданстве.
Снятие барьеров к приобретению австралийцами двойного гражданства и, соответственно, увеличение числа «двойных» граждан неминуемо повлекут рост подобных и других осложнений, вызванных несоответствием внутренних законодательств, которые до сих пор австралийская сторона пыталась урегулировать через двусторонние договоренности (например, с Вьетнамом). Однако главным аргументом «против» выдвигается не этот негативный аспект, который, как предполагается, компенсируют такие плюсы, как расширение возможностей австралийцев с двойным гражданством в странах второго гражданства и предоставление им равных с местными резидентами прав. Доводам об ослаблении национального суверенитета, вызванного устранениями торговых барьеров, расширением поля действия международного права, австралийские газеты единодушно противопоставили аргументы нравственного толка, связав вопрос гражданства не с юридическим статусом, а с темами семьи, работы, участия в общественной жизни.
Снятие ограничений к двойному гражданству неминуемо вызовет увеличение поступающих обращений по вопросам приобретения российского гражданства. Ожидать этого можно со стороны трех основных категорий австралийцев, желание приобрести российское гражданство которых сдерживается сейчас перспективой утраты их австралийского гражданства: многочисленной группы соотечественников и их потомков, выехавших в Австралию из Китая в 50-60-х гг., которых, по данным Русского благотворительного общества им. Иоанна Кронштадтского, в то время насчитывалось 7 тыс.чел.; австралийских граждан, состоящих в браке в россиянами; австралийцев, потомков российских иммигрантов послереволюционной и послевоенной волны.