Поиск

Социально-демографический фактор в России и современные демографические процессы, которые переживает РФ
Страница 2

Четвертая угроза – депопуляция, то есть сокращение общей численности населения. Высокая смертность и низкая рождаемость детерминируют сокращение населения, которое не покрывается мигрантами. Если в 1950г. Россия (СССР) занимала 3-е место по численности населения после Китая и Индии, то в 2050г. она выйдет на 18 место.

Пятая угроза – миграция. У этой угрозы 2 составляющие. Первая – резкое сокращение числа мигрантов, приезжающих в Россию (с 811 тыс. в 1994г., до 35 тыс. в 2003г.). Вторая составляющая – неготовность к приему больших масс мигрантов при потенциальной угрозе их массового нелегального въезда в будущем. Наплыв мигрантов невозможно будет остановить силовыми методами: усилением визового и пограничного режима. Это особенно актуально в условиях тенденций внутренней миграции последних лет. Сибирский и Дальневосточный округа отдают свое населения другим округам, сокращая возможности «переваривания» мигрантов из Китая и других стран АТР. [20, c. 91]

Рис. 2. Плотность населения России по субъектам [27]

Обозначенные тенденции, имеющие глубокие корни и существенно усугубленные кризисным периодом, с высокой долей вероятности не будут переломлены силами самого российского населения. Практически во всех прогнозах численности населения страны, сделанных на основе экстраполяции существующих тенденций в будущее, речь идет о сокращении населения. Другое дело, что эти прогнозы отличаются друг от друга в сторону большего или меньшего пессимизма. Предполагается, что фактор государственно политики в отношении стимулирования рождаемости и сокращения смертности приходится именно на этот зазор. То есть, сокращение смертности и рост рождаемости приводят лишь к некоторому смягчению проблемы, но не к ее преодолению. Об этом свидетельствует в том числе и опыт европейских стран, где комплексная государственная политика смогла значительно смягчить тренд, но не преодолеть его. Кроме того, европейцы уже активно осуществляют миграционную политику, что отражается на соответствующих тенденциях.

Оценки потребностей России в мигрантах в перспективе ближайших десятилетий серьезно разнятся. Очевидным, однако, что речь идет о потребности в ежегодном приеме больших миграционных масс, необходимость в которых будет с каждым годом возрастать. Согласно расчетам Отдела народонаселения ООН, России нужно принимать приблизительно 500 тыс. мигрантов в год. В этом случае, население страны к 2050 сократиться до 121 млн. человек. Расчеты А.Г. Вишневского и Е.М. Андреева говорят о 670-1350 тыс. мигрантов в год в зависимости от динамики рождаемости и смертности. Согласно прогнозам Бюро цензов США, для сохранения в 2050г. числа жителей уровня 2000г., России потребуется принимать 1700 тыс. переселенцев.

Из каких источников возможен прием столь большого числа мигрантов? Таким источником может выступать русскоязычно население бывших республик СССР, а так же представители коренных народов этих республик. Но этот ресурс ограничен уже в ближайшей перспективе. Количество русскоязычного населения в бывших советских республиках сокращается: если в 1989г. их число превышало 25 млн. человек, то сейчас оно насчитывает не более 20 млн. За 15 постсоветских лет в Россию мигрировало 3,5 млн. русских. Стабилизация национальной и экономической ситуации в ряде новых постсоветских демократий не будет способствовать возвращению русских (речь идет о Белоруссии, Украине, Казахстане, странах Балтии): численность русских в этих государствах будет снижаться за счет смены идентичности. Нужно учитывать и то, что упомянутые страны все больше вовлекаются в миграционную орбиту Европейского Союза.

Миграционный потенциал народов Закавказья и Средней Азии в среднесрочной перспективе может оказаться весьма полезным, но и он весьма ограничен в силу исчерпания миграционных ресурсов: депопуляции, этнокультурного отделения. В целом, приток мигрантов из бывших республик СССР при благоприятных условиях может составить до 400 тыс. в год до 2015 г., что покрывает лишь часть миграционных потребностей страны. После 2015г. этот ресурс будет все больше сокращаться [9, c. 29-31].

Страницы: 1 2 3