Влияние наукоемкости на изменения отраслевой и пространственной структуры
мирового хозяйстваСтраница 2
Конец эпохи МТР и начало НТР изменили существовавшие представления об экономической эффективности процессов комбинирования. Это было вызвано в первую очередь ростом мощностей единичных агрегатов на предприятиях тех отраслей, где преобладала агрегатная форма производства. Так, в химической промышленности за 1940—1990 гг. мощности типовых единичных сернокислотных установок возросли с 10—20 тыс. до 600—700 тыс. т продукции в год. же самое имело место в нефтехимической и других отраслях с агрегатной формой производства. Переработать такое количество полупродуктов в различные конечные продукты на одном заводе по целому ряду причин совершенно неэффективно.
Внедрение крупных единичных агрегатов предопределило нецелесообразность сохранения существующих и сооружение новых многопрофильных комбинатов. На них резко возрастало потребление сырья, энергии, воды, количество готовой продукции, неутилизуемых отходов производства, в том числе выбросов в атмосферу и стоков в водные бассейны. Сильная концентрация производств на комбинате ухудшала всю экологическую обстановку в местах его размещения, тем более, что они обычно строились в крупных промышленных районах и городах. В 50—60-е гг. пытались сооружать в химической и нефтехимической промышленности «специализированные комбинаты» всего с 8—10 крупнотоннажными производствами. Однако и они не ликвидировали отрицательные черты комбинирования, ибо все равно не могли переработать на месте все полупродукты, и их необходимо было отправлять на другие заводы.
Научно-технический прогресс позволил добиться больших успехов в создании мощных транспортных средств, особенно в сооружении дальних трубопроводов. Они предназначались для перекачки нефти и продуктов ее переработки с нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятий. Танкерный флот стал кроме нефти перевозить сжиженные природный газ, аммиак, фосфорную кислоту и другие жидкие продукты этих предприятий. Сложились условия для массовой транспортировки таких продуктов на сотни и многие тысячи километров (например, организованный в 70-е гг. «аммиачный мост» от берегов Волги до Америки; дальние этиленопроводы в США, Западной Европе и нашей стране).[8]
Проблема специализации предприятий проще решается в отраслях со станочной формой организации производства (машиностроение, легкая и, частично, пищевая промышленность, резинотехническая, переработка пластмасс и т.д.). К ней приступили уже в период МТР, когда на предприятиях, ориентированных на выпуск конечной продукции, перестали вырабатывать многие комплектующие изделия (например, шины для автомобилей сразу начали производить на резинотехнических заводах). В эпоху НТР усложнение выпускаемой продукции резко увеличило потребность в комплектующих изделиях для отдельных видов конечной продукции. Так, для сборки телевизора необходимо от 400 до 700 деталей, для легкового автомобиля — 7—10 тыс., а для авиалайнера типа «Боинг-747» уже 4,5 млн. Ни одно предприятие по выпуску этих конечных изделий не в состоянии у себя на одной заводской площадке изготовлять такой широкий ассортимент комплектующих изделий. Поэтому, например, компания «форд мотор» имеет до 5 тыс. фирм-поставщиков, предприятия которых разместились не только в США, но и по всему миру.
Расчленение многих взаимосвязанных технологических процессов преследует одну главную цель: уменьшить суммарные затраты на изготовление продукции, повысить эффективность производства. Выпуск в больших объемах продукции узкого ассортимента на специализированном предприятии улучшает проведение всех технологических процессов, сокращает набор технических средств для изготовления продукции, требует сравнительно неширокого набора видов сырья, облегчает подготовку необходимых кадров, упрощает управление предприятием и операциями по получению заказов и сбыту своих изделий.