Общая характеристика и экономико-географическое положение Центрального
экономического районаСтраница 2
Население. Центральный район — самая густозаселенная часть Российской Федерации. Территория — 486 тыс. км (2,9% территории страны); население — около 29,9 млн. человек, что составляет около 20% населения РФ (1-е место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 человек на км . Наиболее плотно заселена Московская область.
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Москва — столица России — крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация — около 12 млн. человек). На территории Центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения — 83%.
Хозяйство. Это высокоразвитый индустриальный район страны — ведущий среди наиболее промышленно развитых районов РФ. Промышленность района в первую очередь специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. В начале 90-х годов только на отрасли наукоемкого машиностроения приходилось более трети промышленной продукции района.
За реформенные годы Центральный район потерял более двух третей своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих других районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17%), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности, снизившись по сравнению с 1990 г. до 27 и 5% соответственно В настоящее время в Центральном экономическом районе производится более 24% ВВП России, 16% промышленной продукции и более 16% продукции сельского хозяйства.
Главные отрасли специализации — многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Московская область: Ликино-Дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ). Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Лю-диново (Калужская обл.), Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.
Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.