Поиск

Стремление Украины в НАТО
Страница 12

По мнению украинских официальных лиц, замедленный график расширения даст Украине время на стабилизацию и уменьшит шансы преобразования ее в буфер между РФ и расширенным НАТО. Кроме того, это даст возможность сформироваться новой европейской системе безопасности и будет оказывать содействие преобразованию НАТО из организации, которая ориентируется на коллективную оборону, в структуру обеспечения коллективной безопасности.

Стратегия Украины остается направленной на то, чтобы выиграть время и сохранить возможность выбора (в пользу западных приоритетов). Украина не готова подавать заявление о вступлении в НАТО. Украинские официальные лица понимают, что такой шаг непременно будет расцениваться РФ как провокация и приведет к усилению как политического, так и экономического давления на Украину.

Вынужденная временная сдержанность Украины в решении вопроса о вступлении в НАТО вызывает необходимость разработки надежной стратегии отношений между Западом и Украиной ради поддержки независимости и безопасности последней. В ней должны быть учтены четыре императива политического и стратегического характера.

Во-первых, Запад должен поддерживать Украину и препятствовать формированию "корейского синдрома", который может возникнуть, если политика расширения НАТО приведет к разделению украинского общества на сторонников и противников вступления в НАТО.

Вторым императивом (неразрывно связанным с первым) является необходимость прогнозирования возможного влияния расширения Альянса на региональную безопасность в Центральной Европе и, в частности, в странах, которые не входят в состав первой волны расширения (высказывается мысль, что второй волны в ближайшие десять лет может и не быть, то есть это то время, которое будет нужно Западу, чтобы "переварить" новых членов Альянса).

Следующий, третий императив, состоит в необходимости облегчения для стран Центральной Европы процесса вступления в Европейский Союз путем решения вопросов, связанных с их безопасностью. Не вызывает сомнений, что случаи расхождения политических позиций при обсуждении проблем расширения состава участников ЕС связаны с распределением финансовых обязательств среди членов союза и с процессом политических и экономических реформ в государствах-кандидатах. При этом официальные представители ЕС считают, что вступление центрально-европейских стран в эту организацию без выяснения возможных последствий в сфере безопасности и обороны не представляется возможным.

Четвертый императив является самым актуальным для стран - членов НАТО. Любая стратегия относительно Украины должна отвечать не только внутренним политическим потребностям НАТО, но и принципу консенсуса, который Альянс признает ведущим. В более широком контексте решение украинского вопроса будет рассматриваться как основное испытание на прочность многократно провозглашенных заверений Североатлантического Альянса о том, что его расширение укрепит не только безопасность новых участников, но и стабильность во всей Европе.

То есть украинский вопрос должен учитывать и проблему взаимоотношений РФ и Запада. Именно это является сложным и деликатным моментом как в переговорном процессе РФ и НАТО, так и в диалоге РФ - США. И если расширение НАТО будет происходить неосторожно, то это может усложнить проблемы безопасности Украины и вызвать противодействие со стороны РФ, не исключая стремления последней ускорить интеграционные процессы в СНГ с всеми отрицательными следствиями такого развития событий.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17