Структура и механизм принятия решенийСтраница 1
Было интересно разобраться в структуре и механизме принятия решений столь огромного и разносторонне развитого «организма», каким является НАТО. Итак:
Генеральный секретарь.
Генеральный секретарь отвечает за управление консультациями и принятием решений в Альянсе. Он председательствует на Совете НАТО, на Комитете по планированию обороны, на Комитете по ядерному планированию и двух других высших Комитетах. Он является главным представителем Альянса в отношениях между правительствами и с прессой. В управлении у Генерального секретаря находится большой бюрократический аппарат, однако NATO Handbook, откуда мы почерпнули эту информацию, ничего не сообщает о широте его исполнительной власти. Формально, судя по всему, она у него отсутствует и полностью сосредоточена в Совете НАТО. Какой властью Генеральный секретарь обладает на самом деле - неизвестно, но, судя, по всему, она достаточно велика. Иначе возможность быстрой реакции Альянса на внешнюю угрозу была бы весьма сомнительна.
Совет НАТО
Высшим органом в соответствии со статьей 2 Вашингтонского Договора является Совет НАТО. Из всех структур НАТО только Совет уполномочен Договором принимать решения. Совет собирается не реже одного раза в неделю. Он также собирается и на более высоком уровне - с участием министров иностранных дел либо председателей правительства, однако степень авторитетности его решений от этого не меняется - решения имеют одинаковую силу независимо от того, каков его представительный уровень. Договор наделил Совет правом создавать вторичные структуры - Комитеты. Все 26 стран членов Альянса имеют право выражать свою точку зрения за столом заседаний Совета. Решения, как следует из NATO Handbook (статус этого документа, кстати, весьма неясен единственное доказательство правдивости написанных в нем слов заключается в том, что он расположен на официальном сайте), являются выражением коллективной воли стран членов Альянса, которое достигается полным единодушием. То есть, как будто решения Альянса требуют единогласия, которое предполагает, например, право вето, однако о праве вето ничего не сказано, а формулировка выглядит несколько странной. Читаем далее Handbook, единственный источник, из которого можно узнать о механизме принятия решений: Когда должны быть приняты решения, положительное заключение достигается на основе полного общего согласия. Процедура голосования либо решение большинством голосов отсутствуют. Каждая представленная на Совете нация сохраняет полную суверенность и ответственность за свои решения. Что это значит, не вполне понятно. С одной стороны, необходимо полное единодушие, с другой они даже не голосуют, и каждая нация ответственна за свои решения. Каким образом выясняется, необходимое единодушие, либо отсутствие оного, остается загадкой. Кроме того, необходимо еще раз отметить, что неочевиден даже сам статус NATO Handbook в приведенных выше нами документах, в которых детально расписана даже процедура «выдачи водительских удостоверений сотрудникам НАТО» в Европе и Америке, про механизм принятия решений ничего не сказано. Скорее всего, речь идет о некоей туманной процедуре взаимного согласования интересов, не более того. В этом же "документе" сообщается, что Альянс достаточно гибок в отношениях с самим собой - все устроено таким образом, чтобы решения можно было принимать быстро для достижения максимального эффекта. Очевидно, что все вышеописанное - вся туманность процедуры принятия решений напрямую связана с основными задачами НАТО - оборонительными. Все устроено таким образом, чтобы в случае нападения или реальной угрозы НАТО среагировало мгновенно, без утомительной процедуры голосования, собирания подписей и прочих бюрократических мер.
Остается только надеяться что НАТО не примет за угрозу какой-либо невинный жест со стороны некоего государства и не совершит опрометчивых поступков со своей стороны, развязав кровопролитие.
Кратко о некоторых принятых решениях и проектах:
Годовщины и принципы НАТО
Крупными учениями создающихся сил быстрого реагирования (СБР) встретила НАТО вторую годовщину своего расширения на Восток. Новобранцы альянса пытаются активно участвовать в начинаниях и действиях блока, а Латвия готовит первый в своей истории саммит НАТО. На этом фоне все большую динамику приобретают некоторые вопросы, которые являются принципиальными не только для НАТО, но и для России. Например, ситуация вокруг "государственности" Косово, непризнанных стран на пост советском пространстве и перспективы вступления в альянс Украины.
"Морской бриллиант" СБР
С 24 марта по 6 апреля в Северном и Балтийском морях у берегов Дании и Германии проходят крупные военно-морские учения НАТО "Marine brilliant" ("Морской бриллиант") - 2006. В учениях принимают участие более 6 тысяч военнослужащих, в частности объединенный батальон морской пехоты и 8 групп специального назначения, 60 боевых кораблей, в том числе авианосец, 5 подводных лодок и 20 боевых самолетов и вертолетов из Германии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Эстонии, США, Франции, Италии, Латвии, Литвы, Норвегии, Нидерландов, Польши, Португалии, Великобритании и Турции. К учениям привлечены и некоторые государства-партнеры альянса, в частности Финляндия, Швеция и Украина. Сообщается, что учения проходят в три фазы. Первая - базовая подготовка подразделений, вторая - ссаживание в форме тренировок на море и на суше. Третья фаза - с 1 по 6 апреля - непосредственно активная фаза учений.