Финансовая система
Республика Башкортостан обладает устойчивой централизованной и хорошо управляемой финансовой системой. Основой успеха бюджетно-налоговой политики Республики являются: налоговая база; высокий уровень собираемости налогов; эффективное управление государственными финансами.
В соответствии с действующей Конституцией республики Башкортостан бюджетное устройство в республике определяется федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Исходя из этого формируются: бюджет Республики Башкортостан (республиканский бюджет); бюджеты районов и городов (62); бюджеты муниципальных образований (1032).
Бюджетный процесс в республике происходит в соответствии с федеральным законодательством, утверждение бюджета на следующий бюджетный год осуществляется до начала бюджетного года, что возможно в силу самостоятельной организации бюджетной и налоговой политики на территории республики в рамках государственной финансовой политики Российской Федерации. Бюджет Республики Башкортостан и бюджетно-территориальных государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются Государственным Собранием республики Башкортостан по представлению президента республики Башкортостан.
Производственные возможности республики регулируют налоговый потенциал, составляющий 3% консолидированных доходов Российской Федерации и до 3% доходов федерального бюджета.
Реализация последовательной комплексной программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в Республике Башкортостан позволила обеспечить бюджету республики лидирующие позиции в Российской Федерации. Уровень и тенденции развития экономики республики создали основу для значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определяют статус республики как донора федерального бюджета, обеспечивающего в составе 10 субъектов Российской Федерации формирование 2/з доходов федерального бюджета. Республика Башкортостан по объему собственных, доходов среди субъектов Приволжского и Уральского федеральных округов в 2003, г. Вышла на 1 – е место.
Консолидированный бюджет республики стабильно находится в числе первых десяти по величине своей доходной части среди бюджетов субъектов Российской Федерации.
На долю республиканского бюджета приходилось до 64% всех доходов и 63% всех расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан С 1999 г. наметилась устойчивая тенденция снижения доли республиканского бюджета в общем объеме консолидированного бюджета, что связано с укреплением доходной базы местных бюджетов в связи с законодательным закреплением за. ними отдельных налогов и сборов.
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета составляют налоговые поступления. Основная доля налоговых доходов приходится на поступления прямых налогов, среди которых важную роль играют поступления платежей по налогу на прибыль, высокая доля которых: обусловлена динамичным развитием экономики республики. Имеется тенденция роста налогов на имущество, что отражает процесс постепенного повышения рыночной стоимости объектов недвижимости как производственного, так и непроизводственного назначения, связанного с повышением оценки перспектив экономического развития республики, а также с процессом направления средств предприятий в больших размерах на капитальные вложения.
Изменения порядка зачисления налога на добавленную стоимость и акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации на федеральном уровне отразились на поступлениях налогов на товары и услуги.
Основными источниками неналоговых поступлений в республиканский бюджет в последние годы становятся доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций. В последние годы правительством республики ставится задача увеличения объема данных поступлений путем повышения эффективности управления государственным имуществом.
Расходы республиканского бюджета на зарплату, приобретение продуктов питания для государственных нужд (больницы и т.д.), приобретение медикаментов, стипендии, расходы на коммунальные услуги финансируются в первоочередном порядке. С 1999 г. расходы по обслуживанию государственного долга также отнесены к статьям расходов, не подлежащих сокращению. Объем капитальных вложений в объеме республиканского бюджета составляет до 25%. Такой высокий уровень вызван проведением правительством республики активной инвестиционной политики в производственной и социальной сферах экономики.