Китайская семьяСтраница 1
С детства китайцу внушали мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, – главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу. Если все поданные государства должны безропотно повиноваться императору, то все члены семьи – ее главе. Империя представляет собой большую семью, семья является маленьким государством.
Китайская семья складывалась как большая община, состоявшая из пяти-шести и более малых патриархальных семей. Она вела общее хозяйство: в деревне все члены семьи трудились на общей земле, в городе мужчины занимались одним и тем же ремеслом.
Китайская семья строилась на основе своеобразной субординации. Все недоразумения и конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, родители над детьми, мужа над женой. Главенство одного означало повиновение и подчинение другого. При такой системе всякие ссоры в семье быстро прекращались. Единство семьи достигалось не путем компромиссов – равных жертв или уступок со стороны всех ее членов, а только путем односторонней жертвы младших. Преданность китайцев домашнему очагу создавала иллюзию мира согласия в семье. Но мнимые мир и согласие опирались на законы насилия и слепого послушания.
Дети должны были всецело предаваться служению родителям, стеснять себя во всем или даже жертвовать жизнью, лишь бы угодить старшим, – таковы были моральные догмы, выработанные древними мудрецами и всячески оберегавшиеся властителями Китая.
С малых лет китайцу внушались кротость и беспрекословное подчинение отеческой власти, он был рабом отца, его жизнь и его будущее всецело зависели от воли отца. Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну – ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать и все жены покойного отца.
Добрые дела сына облагораживали отца, весь род и память о предках, и, наоборот, преступления потомков оскверняли память о предках. Эти нравственные нормы имели в истории китайского народа большую реальную силу.
В китайской семье горе и радости разделялись всей семьей. Если один из членов семьи в чем-либо преуспевал и достигал высокого служебного положения, то вся его семья в глазах окружающих достигала такого же положения. Если же один из членов семьи совершал преступление, то вся семья наказывалась наравне с ним.
Многие жители деревни, принадлежа к разным семьям, носили одну и ту же фамилию. Китайские фамилии обычно односложные и записываются одним иероглифом: Чжан, Ван, Чжоу. Гораздо реже встречаются фамилии, которые состоят из двух слогов.
Статистические данные, собранные в период династии Мин, свидетельствовали о том, что в Китае насчитывалось более 3600 фамилий, однако часто встречающихся не так много. Детей в школах долгое время учили читать по книге «Байцаясин» – «Сто фамилий», в которой зарифмованы по строфам сто наиболее распространенных в Китае фамилий.
Специфического отличия между мужскими и женскими фамилиями нет. По иероглифам не всегда можно понять, о ком идет речь: о мужчине или о женщине. Исключения составляли женские имена, в состав которых часто входят иероглифы, обозначающие название цветов или трав.
Когда девушка выходила замуж, перед ее прежней фамилией ставилась фамилия мужа. Например, после того как девушка Ли Сянсян вышла замуж за юношу Ван Гуя, она должна была носить фамилию Ван Ли Сянсян. Но ее могли звать и так: Ван тайтай (госпожа Ван), Ван фужень (супруга Вана) или ванн Гуй фужень (супруга Ван Гуя).