Проблемы и перспективы миграционной политики Французской Республики на
современном этапеСтраница 2
В конце 1990-ых гг. во Франции стали много говорить об интеграции как о единственно возможном пути предотвращения противоречий между коренным и неместным населением, поэтому Франция начинает разрабатывать модель интеграции. В политике интеграции Франция старается учитывать принцип «смешанного происхождения» общества, Франция диверсифицирует и учитывает характер внутренних побуждений, желание или нежелание иммигрантов интегрироваться63 и предлагает различные виды государственной помощи. Данная модель интеграции предполагает включение в культурную, историческую и экономическую сферу. Но, по мнению Турена,
ситуация с
обеспечением иммигрантов усложняется в связи с парадоксальным
стремлением властей «интегрировать иммигрантов в дезинтегрированное
общество64. В 2004 г.
по данным
Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), во французской
метрополии иммигрантов старше 18 лет насчитывалось 4,5 миллионов человек, что составляло
9,6% взрослого населения Франции, в отличие от
8,9% в 1999 году
. 65
Становление дезинтегрированного общества объясняется перекосом в сторону низкоквалифицированных рабочих в ранней миграционной политике Франции, что породило наследственную бедность в среде мигрантов.
Особенности национального самосознания французов, политической культуры, замедление экономического развития в 1990-ых гг. конкуренция низкоквалифицированных граждан с иммигрантами обусловили двуликий классово-расовый образ врага – буржуазии и мигрантов. (конференция). В 2004 г. был создан Верховный орган по борьбе с дискриминацией (ВОБД или
La Haute autorité
de lutte contre les discriminations et
pour l'égalité – Halde
по-французски). Отчет ВОБД за 2006 г. представил 363 рассмотренных дела по дискриминации, из которых 38,2% - по этническому признаку. 66
Для обеспечения социальной и экономической защищенности своих граждан (французов и иммигрантов), Франция стремиться внедрить либеральные механизмы в систему жесткого государственного регулирования. Главными направлениями деятельности стали: увеличение доходов граждан страны, борьба с безработицей, страхование в трудовой сфере.
Увеличение доходов населения зависело от темпов роста ВВП, которые к 2001 г. составляли
1,1%, 2004 – 2,4%, 2005 – 2,2%, 2006 – 2,4%
.67 К 2005 г. реальная заработная плата увеличилась на 1,7%, а социальные выплаты на 2,2% и 2,5%.(конференция). Общие взносы предпринимателей в 2001 г. составили 11,2% (по ЕС – 6,6%) , трудящихся – 4,1%.68
К 1990-2000-ым гг. идея интеграции через рабочую среду исчерпала себя. Наиболее уязвимыми категориями безработных являлись
молодежь без опыта, диплома (26%), молодые женщины (32%), иммигранты
второго поколения, алжирцы в возрасте от 20 до 29 лет - 39%, (в 4 раза больше,
чем среди французов (10%) и иных групп иммигрантов