Анализ нормативных документов Европейского СоюзаСтраница 1
Европейский союз – это уникальное экономическое и политическое объединение 27 европейских стран, которое возникло на основе договора, подписанного главами государств и правительств 12 государств в 1992 г. в Маастрихте. Главной целью создания ЕС является образование единого защищенного экономического и валютного пространства без внутренних границ.
Миграционная политика Европейского союза является одним из основных элементов обеспечения общеевропейской безопасности. Правительства стран ЕС создают и совершенствуют правовую базу в области миграционной политики; законодательную базу по вопросам перемещения лиц внутри и за пределами европейского пространства и межгосударственного кадрового обмена, а также в области незаконной миграции; разрабатывают общую политику по предоставлению убежища и контролируют исполнение уже существующих нормативных актов.
Формирование миграционной политики ЕС начинается с экономической интеграции и создания общего рынка, который, согласно п. «с» ст. 3 Римского договора об образовании ЕЭС 1957 г. основывается на устранении между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов25, что более подробно описывается в ст. 48-58. Данные статьи договора гарантируют свободное передвижение трудящихся внутри Сообщества, принятие особых мер в области социального обеспечения, которые необходимы для осуществления свободного движения трудящихся, а также устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности граждан какого-либо государства-члена на территории другого государства-члена в течение переходного периода26.
Отсутствие единых стандартов в сфере миграции и преобладание национальных интересов являлось главными проблемами выработки единой иммиграционной политики ЕС. Но, в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, который положил начало общеевропейскому сотрудничеству по миграции, включив иммиграцию в сферу межгосударственного сотрудничества: Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением (ст. 3 п. 2).27 Решения по этим вопросам принимались в Совете ЕС на основе единогласия (ст. 3).28
Отмену внутренних границ между государствами-членами закрепил Шенгенский договор 1985 года. Шенгенская зона - это территория, где действуют общие правила и процедуры в отношении выдачи краткосрочных виз, пограничном контроле и заявлений о предоставлении политического убежища для обеспечения свободы передвижение лиц внутри европейского пространства без нарушения законности и правопорядка.29
Амстердамский договор в 1997 года закрепил положения Маастрихтского договора о включении вопросов иммиграции в сферу межгосударственного регулирования. Ст. 2 Амстердамского договора посвящена общим вопросам миграции: долгосрочные визы и виды на жительство, воссоединение семей, условия въезда, пребывания и передвижения граждан стран по территории ЕС;30 а на основании Протокола №2 Шенгенские достижения стали составной частью правовой системы ЕС.31
15 и 16 декабря 1999 в г. Тампере проходил Саммит Европейского Совета, посвященный принятию решений Амстердамского договора, а именно концепции «европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка». В Заключения Саммита вошли следующие вопросы: раздельное рассмотрение вопросов по предоставлению убежища и иммиграции, партнерство со странами-поставщиками иммигрантов, создание единой системы предоставления убежища, эффективное управление иммиграционными потоками, справедливое отношение к гражданам третьих стран.32
Конституция Европейского Союза, принятая в 2004 г., также направлена развитие общей миграционной политики ЕС, на справедливое отношение к легально проживающим в государствах ЕС и борьбой с нелегальной иммиграцией. Ст.