Анализ нормативных документов Организации Объединенных НацийСтраница 1
Организация Объединенных Наций – это глобальная международная организация, основанная после Второй Мировой войны представителями 51 страны, являющимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, оказание содействия социальному прогрессу, улучшению условий жизни и положения дел в области прав человека.
В области прав человека работает специализированный орган ООН – Совет по правам человека, одним из направлений деятельности которого является миграция, которое включает в себя миграцию и права человека, комитет по защите прав всех трудящихся и членов их семей и женевскую группу по вопросам миграции. В подразделения ООН входит и Управление по Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в чью ответственность «входит проводить и координировать международные действия по обеспечению во всемирном масштабе защиты беженцев и решению проблем беженцев».11
Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. гласит: «
Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства»12(ст. 13), а также покидать любую страну, даже свою собственную, и возвращаться в любую страну.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. дополнил положения декларации установлением нулевых ограничений на право свободного передвижения, кроме тех, « .которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами» (ст. 12).13
Миграционная политика ООН затронула и регион Африки в Хартии прав рабочих мигрантов в южной части Африки, в которой говорится, что представители государств и народов южной части Африки обещают «бороться за ликвидацию системы мигрирующей рабочей силы, практикуемой в Южной Африке .» (преамбула).14В данном документе всем рабочим предоставляется право на свободное объединение, передвижение и местожительство; право на удовлетворительный уровень жизни.
В 1990 резолюцией 45/158 была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которая, в первую очередь, направлена на сдерживание дискриминации по отношению к трудящимся-мигрантам. Конвенция дает определения таким терминам, как «трудящийся-мигрант», «приграничный трудящийся», «сезонный трудящийся», «моряк», «трудящийся, занятый на стационарной прибрежной установке», «трудящийся, работа которого связана с переездами», «трудящийся на проекте», трудящийся целевого найма», «трудящийся, работающий не по найму», к которым применяется данная конвенция (ст.2)15. Далее, в конвенции рассмотрены лица, к которым настоящая конвенция не применяется, а именно к лицам, «направленным или нанятым международными организациями и учреждениями .каким либо государством вне его территории .» и в пределах его территории для выполнения официальных функций, «к лицам, направленным или нанятым государством или от его имени вне его территории, которые участвуют в осуществлении программ развития или других программ сотрудничества», «к лицам, проживающим не в государстве своего происхождения и выступающим в качестве инвесторов», к беженцам и лицам без гражданства, к учащимся и стажерам, «к морякам и трудящимся, занятым на стационарной прибрежной установке» (ст. 3).16 Конвенция гарантирует дарование гражданских, политических и социально-экономических прав, почти идентичных тем, что содержатся в пактах о правах человека (1966); обязывает государств-участников справедливо соблюдать права человека всех легальных и нелегальных трудящихся мигрантов и их семей и устанавливает запрет на дискриминацию в любой ее форме; содействует «созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий международной миграции трудящихся и членов их семей» (ст. 64).17 В заключительных положениях отмечено, что любое государство может присоединиться к конвенции и ратифицировать её, при этом оно не может исключать применение любой её части.
В 2000 г. был принят Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, главными целями которого является предупреждение «незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ними а также в поощрении сотрудничества между Государствами-участниками в достижении этих целей при обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов» (с. 2).18Протокол определяет понятия «незаконный ввоз мигрантов», «незаконный въезд», «поддельный документ на въезд/выезд или удостоверение личности», «судно» для целей настоящего протокола (ст.3).19 Он применяется «к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии со статьей 6 настоящего Протокола»20, но не к уголовному преследованию мигрантов, которые стали объектом деяний, описанных в ст. 6. Каждое государство-участник самостоятельно устанавливает законодательные и другие меры согласно своему внутреннему законодательству с тем, чтобы признать как уголовно наказуемых, совершивших деяния, предусмотренные статьей 6. 21