Внутренний (внутрироссийский рынок)
На внутренний рынок поставляется около 800 тыс. т металла из почти 3 млн. т произведенного, то есть 20%.
Основными проблемами на внутреннем рынке является его очень низкая емкость, невозможность производить алюминий высокого передела в солидных объемах, который в принципе и является основной добавленной стоимостью, что негативно влияет на другие отрасли, в частности, энергетику. При этом, несмотря на несколько устаревшие технологии, российские производственные мощности в целом в состоянии справиться с растущим спросом на внутреннем рынке в обозримой перспективе. Другое дело, что необходимо стимулирование государством крупных инфраструктурных проектов, в частности, в энергетике, на транспорте – именно там, где активно используется алюминий. Они помогут увеличить емкость внутреннего рынка и позволят российским алюминиевым и стальным компаниям более активно производить продукцию для внутреннего рынка. Пока этот процесс только набирает обороты. Можно ожидать появления некоторых крупных проектов, в том числе введения энергетических мощностей на Дальнем Востоке.
Чтобы появилась продукция с высокой добавленной стоимостью, необходимо реализовать крупные инфраструктурные проекты, например, в области транспорта. В текущей ситуации нет другого выхода, потому, чтобы активизировать спрос, надо запускать программы оборонного комплекса, авиастроения и т.д. Пока же «Русал» и СУАЛ последние пять лет активно стимулировали потребление алюминиевых банок и автосборочные производства, с учетом того что западные концерны сейчас активно осваивают российский рынок.
Кроме падения внутреннего спроса на продукцию алюминиевой отрасли, еще отмечается, что российские компании не столь активно поставляют на экспорт высокотехнологичную продукцию. России наиболее просто и выгодно поставлять за границу первичный алюминий, чтобы из него потом делали сплавы. Мешает выпускать продукцию высокого передела на экспорт и позиция некоторых стран. Выход на рынок высоких переделов возможен путем покупки иностранных компаний. И объединительная сделка поможет компании выйти на рынки Европы, обходя действующие ограничения, а также получить доступ к дешевым и обширным источникам сырья. Если рассматривать две компании, составляющие объединенную компанию «Русский алюминий», то можно отметить, что СУАЛ был полностью обеспечен ресурсной базой, даже продавал глинозем на открытом рынке, в том числе «Русалу». В то же время «Русал» был только на 75% обеспечен собственным глиноземом, что стимулировало компанию активно делать приобретения за рубежом – в Гвинее, Австралии, на Ямайке. Эти приобретения позволяли ей в принципе не зависеть от зачастую неблагоприятной рыночной конъюнктуры и цен на сырье. Теперь же, когда компании объединены, проблема снабжения сырьем практически решена.
Объединенная компания охватывает практически 100% российского рынка алюминия. Клиенты Объединенной компании находятся в 70 странах мира. Основные потребители продукции – транспортная, строительная, упаковочная отрасли промышленности.