Поиск

Иранская культура

Это великая культура, создававшаяся тысячелетиями и сохранившая созданное, явление многозначное, многостороннее, великолепное и значительное принадлежит не только тем, кто живет сегодня в границах современного государства Иран. Прославленное имя "Иран" его великие мыслители и поэты, его знаменитые личности - также общее наследие, общее достояние жителей Бухары, Балха, Мерва и Самарканда, Хорезма и Согда, Гянджи, Таджикистана, Афганистана. Жители этих городов, стран, областей знают, что Фирдоуси из Туса, Манучехри из Дамаска, Саади и Хафиз из Шираза, Низами из Гянджи, Омар Хайям из Нишапура, Ибн-Сина из Хамадана - это их гордость, их достояние.

С начала 90-х годов культурная компонента становится активной частью внешней политики ИРИ, и в этот же период начинает оформляться культурно-политическая доктрина ИРИ в регионе. Основные постулаты доктрины объединяющая роль языка фарси в исторических судьбах и сегодняшних контактах таких стран, как Индия, Пакистан, Турция, Афганистан, государства Централь­ной Азии. Язык фарси провозглашается "вторым языком ислама".

Иранское культурное влияние распространилось на все восточные земли ислама - от Османской империи до Индии - и вдохнуло новую жизнь в их язык и культуру. Огромная роль в распространении иранской культуры принадлежит правившим в Иране, Западной и Средней Азии и Индии тюркским эмирам и сардарам, которые были приверженцами и почитателями языка и литературы на фарси.

В арабских городах создавались рукописные списки "Шахнаме", "Голестана", основывались школы каллиграфического письма. Это был второй этап возрождения исламской цивилизации, названный известным исследователем мировой культуры Арнольдом Тойнби "иранским периодом".

Исламское религиозное искусство, создающее материальные произведения, прежде всего, проявило себя в архитектуре мечетей и каллиграфическом написании Слова Божьего. Эти два вида священного художественного творчества имеют непосредственную связь с письмом и смыслом коранических изречений.