Программа социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)Страница 1
Стратегия социального развития России, защиты прав человека в социально-культурной сфере сформулирована в Послании Президента России В.В. Путина 2004 года. Основные приоритеты реформирования социального развития современной России, выделенные в Послании, следующие: повышение уровня жизни людей; создание безопасных условий жизни, снижение уровня преступности в стране; улучшение состояния здоровья российской нации, остановка роста наркомании, избавление от детской беспризорности; снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей, преодоление демографического спада. В развитие указанных стратегических направлений в Послании сформулированы такие приоритетные задачи социальной политики на ближайшую перспективу, как сокращение бедности населения, обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования.
В связи с этим, Правительством России были разработаны проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и План действий Правительства Российской Федерации на 2005 год по его реализации (далее именуются проект Программы и проект Плана на 2005 год) в сфере социального развития. Во Введении проекта Программы стратегическими целями развития страны называются «повышение благосостояния населения и уменьшение бедности» на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Главным индикатором успешности развития при этом является удвоение ВВП за 10 лет. Основными инструментами решения поставленной цели Правительство считает «повышение конкурентоспособности… человека», государственных институтов и бизнеса. Показательно, что в рамках проекта Программы, посвященном достижениям и проблемам реформ с начала 90-х годов, говориться только об экономических итогах и проблемах. В то же время, ничего не сказано об уровне и качестве жизни населения, чрезмерной дифференциации доходов, масштабах бедности, т.е. о состоянии и проблемах социальной сферы, что характеризует отношение разработчиков проекта к вопросам социального развития. К числу важнейших вызовов современного этапа экономического развития России справедливо отнесена проблема отсутствия условий и стимулов для развития человеческого капитала. К их числу отнесены низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, особенно мужчин в трудоспособных возрастах и практически исчерпанный миграционный потенциал. По данным Федеральной службы государственной статистики (согласно переписям населения) с 1989 по 2002 годы смертность в стране выросла в 1,5 раза, рождаемость сократилась в 1,4 раза. Справедливо отмечаются такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи и соответственно сокращение трудовых ресурсов и современных профессиональных кадров в перспективе, определяющих интеллектуальный и профессиональный потенциал страны. Указывается также недостаточная эффективность систем здравоохранения, социальной защиты населения и образования, что является в условиях постиндустриального общества одним из факторов, ухудшающих условия и стимулы для развития человеческого капитала.
При рассмотрении основных условий осуществления экономической политики в проекте Программы отмечается среди основных условий экономического роста и развитие человеческого потенциала. Кроме того, в числе первых приоритетов социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе названы социальные приоритеты развития человеческого капитала: реформа образования в целях сохранения более высокого уровня российского образования по сравнению со странами сопоставимого уровня социально-экономического развития; повышение эффективности функционирования реформы здравоохранения в целях укрепления здоровья населения и повышения удовлетворенности качеством медицинских услуг; концентрация усилий Правительства России на борьбе с бедностью на основе «вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность…, содействия повышению внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности»; развитие инновационной сферы, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста; развитие российских регионов на основе перехода «от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к …мобилизации доступных ресурсов экономического роста».
Важным общим замечанием, касающимся социального блока проекта Программы является отказ разработчиков от рассмотрения круга вопросов, связанных с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ в части «монетизации» льгот и передачи основного круга вопросов социальной политики на региональный уровень. Обращает на себя внимание фактический отказ авторов документа от обязанности государства разрабатывать единую социальную политику на всей территории страны, от понятия и политики формирования единого социального пространства, обеспечения единых социальных гарантий на всей территории страны, независимо от места проживания, что противоречит правам и свободам человека, единым социальным гарантиям, зафиксированным в Конституции России.[6]